Проживая в Делфте, выезжая ежедневно по делам командировки в Рейсвейк, а по вечерам и в выходные дни — по близлежащим городам Южной Голландии, я особенно отчетливо понял, какая все-таки Голландия маленькая страна.
В самом деле, между центрами Делфта и Гааги всего восемь километров, и между ними — Рейсвейк, который фактически является пригородом и Дельфта, и Гааги.
Между центром Гааги и Схевенингеном — пять километров, поэтому этот курорт на море является фактически пригородом Гааги. То есть, пешком можно обойти два города, включая столицу, и два городка за три-четыре часа. А на автобусе или трамвае это расстояние преодолевается за полчаса.
До Роттердама из Делфта всего 15 километров. Сначала мы оказались там по делам командировки, когда посетили аэропорт.
Роттердам часть 1
Поэтому, чтобы увидеть город, я организовал себе самостоятельную поездку на электричке. Это по времени и расстоянию все равно, как я со своего Речного Вокзала съездил бы на метро до Театральной. А здесь: Делфт-Роттердам!
Я ничего особенного от этого города не ждал, зная, что во время войны он был практически полностью разрушен. Так и оказалось. Смотреть там особо нечего. Конечно, интересно было увидеть Ньиве-Маас (Новый Маас) — рукав в дельте Рейна и Мааса у его впадения в Северное море. Именно река, соединяющая берег моря и внутриконтинентальные страны, а также прорытый в 1872 году канал Ньиве-Ватервег, сделали Роттердам одним из крупнейших портов мира. В 1995-ом он был крупнейшим, а сейчас уступил первое место Шанхаю.
Я вышел на набережную и поднялся на мост, чтобы обозреть акваторию. Рядом я увидел еще один мост, который еще достраивался. Это — знаменитый теперь вантовый мост Эразма. Его открыли через год после моего посещения Роттердама.
К сожалению, в декабре быстро темнеет. Поэтому центр города я осматривал уже в подсветке. Ратушная площадь, несколько гигантских небоскребов, большое количество неевропейского вида людей — мигрантов, вот все, что осталось в памяти. Однако я все равно был доволен тем, что смог самостоятельно осилить эту экскурсию.
Роттердам часть 2
В выходной день нас свозили в Хук ван Холланд. Целью поездки был Масланткеринг — штормовой барьер в рукаве Ньиве-Ватервег дельты Рейна. Барьер выполнен в виде ворот, закрывающихся в случае шторма. В декабре 1996-го его строительство близилось к завершению. Он был введен в действие в 1997 году как одно из основных сооружений, созданных в рамках проекта Дельта, защищающего земли в дельте Рейна от наводнений. Грандиозное сооружение! В музее нам продемонстрировали действующую модель гигантских ворот, закрывающих реку от моря в случае сильных ветров, гонящих морскую воду в дельту реки и являющихся причиной катастрофических наводнений.
Хук ван Холланд
Единственная фотография на фоне канала Ньиве-Ватервег
Во второй половине дня мы осмотрели старинный городок Влардинген, а также побывали в его историческом и рыбацком музее.
Влаардинген
Экскурсию в Гаагу я организовал себе так же самостоятельно, воспользовавшись коротким рабочим днем. Для этого надо было всего лишь сесть на автобус в Рейсвейке в противоположную от Делфта сторону — в сторону Гааги, и через четверть часа оказаться в столице Нидерландов.
Очень быстро я обошел центр города и пешком направился в сторону моря, которое оказалось совсем близко. Я тогда еще не знал, что вышел в Схевенинген.
Гаага
О, море! Широченный песчаный пляж произвел сильное впечатление, впрочем, как и набережная с шикарными отелями и выступающий далеко в море пирс.
Схевенинген
Я пишу эту заметку в преддверии повторного спустя двадцать лет посещения Схевенингена в этом году. Собираюсь провести там три дня с выездами по близлежащим городам.