Программой командировки был предусмотрен выезд из Берлина в Котбус — второй по величине город земли Бранденбург после Потсдама. Как известно, Берлин находится в центре земли Бранденбург, но имеет самостоятельный статус. Расстояние сотавляет около 120 километров. Поэтому ранним утром мы выехали на автобусе на юго-восток, еще раз проехав через Восточный Берлин мимо остатка берлинской стены. Вокруг Берлина есть кольцевая дорога — Берлинер Ринг. Пересекая кольцо, я вспомнил, как всего три месяца перед этим я ехал по трассе Е30 из Москвы в Париж. Кто бы мог тогда подумать, что эта трасса станет для меня практически родной, и я проеду по ней еще десятки раз на своей машине!
В тот год автобаны восточной Германии находились в разгаре реконструкции. Поэтому я не впечатлился их удобством из-за длинных участков ремонта и связанных с этим пробок. Автобан А13, ведущий из Берлина в направлении Дрездена, вообще был не тронут ремонтом. Автобус трясло как на проселочной дороге. Создалось впечатление, что его не ремонтировали со времен гитлеровской Германии.
На пути из Берлина в Котбус
Радовало только то, что в середине ноября стояла теплая и солнечная погода, листья на деревьях еще полностью не облетели в контрасте от уже снежной Москвы. Мы прибыли в аэропорт «Южный Бранденбург — Котбус» для изучения опыта конверсии бывшего военного советско-германского аэродрома в гражданский аэропорт. Себя я помню вот таким — в костюме на улице, несмотря на середину ноября, и на фоне автобуса VIP
Аэродром представлял грустное зрелище с остатками советской авиационной и автомобильной техники…
Посе окончания рабочего дня нас повезли в отель в маленьком городке Кольквиц неподалеку от Котбуса. Надо сказать, что я слабо представлял себе историю этой местности. Поэтому для меня было удивительно усзнать, что лужицкая поселенческая область — официально признаваемая правительствами федеральных земель Саксония и Бранденбург территория, на которой западные славяне — лужичане признаны коренным народом. Располагаясь на востоке федеральной земли Саксонии и на юге федеральной земли Бранденбург, Лужицкая поселенческая область является частью исторической Лужицы, которая в прошлые века подвергалась германизации и ассимиляции.
Поэтому принимающая сторона устроила нам ночлег в отеле Хаус Ирмер, который представляет атмосферу коренного славянского народа Германии — лужичан. Хозяевам показалось, что на пятый день своего пребывания в Германии мы, наверное, уже очень соскучились по дому, и привычная славянская обстановка скрасит наше пребывание на чужбине. Нам был предложен, так называемый, лужичанский ужин с традиционным славянским меню и выпивкой. Однако, для меня лично атмосфера отеля и ужина была больше европейской, хотя приятно было осознавать, что немцы уважают славянские корни местного населения.
Кольквиц — Хаус Ирмер отель
На следующее утро мы направились в небольшой городок Кёнигсбрюк, где находится авиа-медицинский центр, который был целью нашего посещения. На пути я наблюдал за мелькавшими в окне городками и деревеньками, которые в тот год еще были довольно серыми и убогими, так как с момента объединения восточной и западной Германии прошло еще слишком мало времени.
На пути из Кольквица в Кёнигсбрюк
После авиацентра в Кёнигсбрюке мы направились в Дрезден. Это — около 30 километров. Так состоялась моя первая встреча с этим прекрасным городом. К сожалению, в ноябре рано темнеет, и мы въехали в город в сумерках. Но, несмотря на это, центр Дрездена меня потряс!
Одно из самых выдающихся собраний картин старых мастеров начало формироваться в начале XVIII-го века саксонскими правителями в период наибольшего расцвета Саксонии и Дрездена. Одно из самых выдающихся помещений для этого собрания было построено Пёппельманом в середине XIX-го века. Конечно, впервые оказавшись в Дрездене в ноябре 1995-го года, я не упустил возможности посмотреть коллекцию, которую, хоть и частично, прежде можно было увидеть в московском Пушкинском музее изобразительных искусств. В галерее выставлены шедевры старых немецких мастеров - Кранаха, Дюрера, великолепные полотна художников фламандской и голландской школ - Ван Дейка, Рубенса, Рембрандта и чудесные работы итальянских художников - Рафаэля, Джорджоне, Боттичелли. С тех пор, вновь оказываясь в Дрездене, я по традиции стараюсь вновь посетить галерею.
Русткамер
Оружейная палата Дрездена – одна из самых замечательных оружейных палат мира, где, начиная с XVI-го века, собрано историческое оружие, доспехи и портреты, по которым можно проследить историю Саксонии. Поэтому она называется Дрезденским историческим музеем. Всего там представлено около двухсот из десяти тысяч имеющихся в собрании экспонатов. Ее современная история аналогична истории Дрезденской картинной галереи. Частью Оружейной палаты является Турецкая палата с образцами османского искусства. Я впервые увидел ее в 1995-ом году, когда она еще находилась в крыле Цвингера. В 2013-ом году Оружейная палата вернулась во вновь отстроенный Дворец-резиденцию.
Своими словами это описывать трудно. Можно сравнивать с Эрмитажем (в котором я был к этому времени много раз) и Лувром (где я побывал незадолго перед этим). Поэтому представляю свои видеоролики, которые, возможно, дают некоторое представление о сокровищницах Дрездена.
С тех пор я ещё пять раз бывал в Дрездене: в 1999-ом, 2002-ом, 2005-ом, 2009-ом и 2014-ом. И каждый раз не мог не восхищаться его красотой. Однако самое сильное впечатление, положившее начало моему знакомству с Дрезденом, было в ноябре 1995-го…