День седьмой 1 сентября, пятница. Гален-Оберхаузен-Гален
В те годы, когда я еще не ставил перед собой задачу снять на видео все проверки поведения кобелей, мы по пятницам не особенно торопились на стадион. Проверки начинаются в семь утра, мы записали нашу Виру на проверку около десяти утра. Поэтому после завтрака мы неспешно прогулялись с собаками у канала и выехали в Оберхаузен к своему времени.
Здесь надо пояснить важность пятницы, как первого дня Зигера, для собак рабочего класса возрастом старше двух лет. Немецкая овчарка – служебная порода. В первую очередь собака должна хотеть и уметь кусаться. Кроме того она должна быть послушной. Именно эти качества оцениваются судьей на специальной проверке, которая состоит из двух упражнений: «фактор неожиданности» и «лобовая атака».
На «факторе» собака должна сначала пройти с проводником по команде «рядом» без поводка десять метров в направлении укрытия, где спрятался фигурант, затем – среагировать на нападение выскочившего из укрытия фигуранта, атаковать его, ухватить его за рукав на левой руке, удерживать этот рукав, несмотря на давление и два удара стеком по мере продвижения фигуранта по полю. Затем – отпустить этот рукав по команде проводника, и следить за фигурантом, будучи готовой к попытке сдвинуться с места, чтобы снова его атаковать. Дождаться проводника, который возьмет на поводок и отведет на исходную позицию для второго упражнения.
На «лобовой атаке» фигурант выскакивает из укрытия, которое находится далеко от проводника с собакой, и начинает угрожающе с криком к ним приближаться, размахивая стеком. Проводник отпускает собаку, и она, пробежав по полю стадиона максимально быстро, атакует фигуранта, делая хватку за рукав. Фигурант действует дальше так же, как на «факторе», пробегает стандартную «дорожку», но собаку стеком не бьёт. Собака должна выдержать это давление и не отпустить рукав. Когда фигурант остановится, по команде проводника собака должна отпустить рукав и дождаться его, будучи готовой к попытке фигуранта вновь напасть.
Это – стандартная проверка поведения по международным правилам. По идее все взрослые собаки, приехавшие на Зигер, должны успешно выдерживать такое испытание, чтобы быть допущенными в сравнительный ринг, где оцениваются качества экстерьера. Таким образом в четверг при регистрации проверяются все необходимые условия для участия в Зигере по наличию документов. Но выполнение необходимых условий недостаточно! Поэтому в пятницу проверяется достаточное условие – способность собаки выдержать проверку поведения.
Еще при подаче заявки на участие в Зигере хозяин собаки должен указать наличие у собаки диплома по дрессировке, без которого даже оплатить участие невозможно. При проверке необходимых условий регистратор проверяет физическое наличие у собаки такого диплома. Но, как показывает опыт, наличие диплома не гарантирует, что собака пройдет проверку поведения. Во-первых, возможно, с момента прохождения ею испытаний и получения диплома может пройти время и, если с собакой не продолжают заниматься дрессировкой, то она утрачивает навыки и срывает проверку на Зигере. Во-вторых, прохождение испытаний на дрессировку часто проходит в «тепличных» условиях привычной собаке дрессировочной площадки, с хорошо знакомым ей фигурантом и «доброжелательным» судьёй. Поэтому, попав в непривычные условия большого стадиона, где проходит проверка на Зигере, столкнувшись с незнакомым и «страшным» фигурантом, собака может растеряться и сорвать проверку. К тому же проверка проходит на глазах большого количества зрителей, которые оценивают действия не только собаки, но и судьи, не позволяя ему проявить «доброжелательность» к какой-то конкретной собаки. Поэтому проверка поведения кобелей и сук рабочего класса – это всегда зрелище с непредсказуемыми результатами. Хозяева собак почти всегда опасаются этой проверки, так как неудача не позволяет продолжить участие Зигере.
Все вышесказанное относится и к нам с нашими собаками. Для российских собак, приезжающим на Зигер, дополнительным осложняющим фактором является продолжительная дорога из России в Германию, во время которой собаки устают и при отсутствии регулярных дрессировок утрачивают навыки…
В предыдущие годы мы принимали участие в Зигере с нашим легендарным Ассланом фом Хаус Ширан. Он трижды успешно проходил проверку поведения и потом шел в сравнительный ринг. Об этом я писал в своих заметках о предыдущих Зигерах. Теперь настала очередь его супруги, нашей Аурум Аглис Виники (Виры)!
Вира – замечательная собака, она честно прошла испытания в России и получила диплом по дрессировке. Она готовилась к Зигеру, дрессируясь на учебно-дрессировочной площадке, которая принадлежит Ирине и где она работает старшим инструктором. Но, с учетом вышесказанного, все равно страшно! А вдруг она сорвет проверку?
Поэтому перед началом проверки Ирина засомневалась. Сомнения добавила заводчица Виры, с которой Ирина встретилась у стадиона и которая посоветовала снять собаку с проверки. Ирина сообщила об этом мне. Я вскипел! Это значит, что мы напрасно ехали сюда две с лишним тысячи километров, напрасно истратили и еще потратим кучу денег. Будем вспоминать об этом Зигере как о своем позоре.
Нет! Бери собаку и иди на проверку! Ирина трясется от страха, а Вирочка – спокойна! Я попытался успокоить Ирину, но продолжил настаивать на том, что надо идти. И они пошли!
К счастью, проверка Виры заснята мною на видеопленку. Эта проверка выложена в интернет, и никто не может обвинить нас в том, что мы приукрашиваем успех Виры.
Дело было так. Ирина с Вирой пошли в судейскую палатку, где перед выходом собак на поле еще раз их проверяют по наличию клейма, которое должно совпадать с заявленным номером в документах. Это занимает какое-то время. А проверки собак идут своей чередой. Поэтому я снимал проверки тех сук, которые были записаны чуть раньше, чем Вира. Надо сказать, что те собаки выступали слабо. Несколько собак сорвали свои проверки.
Думаю, судья был уже расстроен предыдущими невнятными проверками, когда по стадиону объявили, что на проверку вызывается никому неизвестная российская собака с мало известной (точнее, известной только специалистам по выступлению с Ассланом) русской проводницей. Думаю, судья и большинство зрителей (включая заводчицу) ждали провала.
Но пошло все не так! Несмотря на взволнованность Ирины, Вира была спокойна и даже весела. Об этом нам говорил ее хвост, которым она радостно виляла! Вира не знала, что от нее ждут провала. Наоборот! Она обрадовалась, что сейчас будет проверка поведения, по которой она скучала всю неделю, пока мы ехали на Зигер. Ура! Будем кусаться!
Сначала она продемонстрировала идеальное послушание на подходе к укрытию, где прятался фигурант. Потом, когда он выскочил оттуда, она уверенно его атаковала. Выдержала «дорожку», два удара стеком по крупу, и уверенно отпустила рукав по команде! Более того, она продемонстрировала «спортивное» удержание фигуранта облаиванием и подпрыгиванием во весь его рост! На такое мало кто способен из собак «шоу-линии», принимающих участие в Зигере.
Ирина подошла к фигуранту по команде судьи, взяла Виру на поводок, и отвела на исходную позицию для «лобовой атаки». По команде судьи из дальнего укрытия выскочил второй фигурант и с криком и размахиванием стека побежал на Ирину с Вирой. При этом Вира, выказывая нетерпение, рвалась в атаку, но была отпущена Ириной по команде судьи. Фигурант и собака неслись через все поле друг на друга, пока не встретились по середине в схватке, когда Вира выпрыгнула на рукав, ухватила его, фигурант по инерции сделал полкруга, ноги собаки оторвались от земли, но пасть плотно держала рукав. Снова «дорожка», остановка, отпуск рукава по команде Ирины, и снова спортивное облаивание с подпрыгиванием! Зрители рукоплескали! Ирина подошла к собаке, взяла на поводок, подошла к судье за оценочным листом. Он вручил ей лсст с улыбкой и, это видно на видеосъемке, украдкой погладил Виру, показывая свое восхищение ее проверкой. На весь стадион диктор объявил оценку «выражено, отпускает». Это – высшая оценка, необходимая для продолжения участия в Зигере.
В последующие годы была введена практика награждения лучших десяти собак, продемонстрировавших лучшие, по мнению судьи, проверки поведения. К сожалению, в 2006-ом году такой практики еще не было. Но, по мнению специалистов, которые имели возможность сравнивать проверки на основании официальной видеозаписей, а также по мнению многих любителей, которые имели возможность увидеть проверку Виры на моем видеоролике в интернете, проверка поведения нашей собаки была одной из лучших в 2006-ом году. И, елси бы в том году определялась десятка, то Вира, наверняка, была бы в этой десятке (из двух сотен собак!)
Вне себя от счастья, Ирина поднялась ко мне на трибуну вместе с Вирой. Я их поздравил, тоже счастливый.
Но, как выяснилось позднее, мы поторопились искупаться в счастье! После проверки поведения, по правилам Зигера, проводник с собакой идут на, так называемое, описание. Его проводит главный по этой категории собак судья, в нашем случае – судья сук рабочего класса. Описание происходит на малом стадионе, уже не при таком скоплении зрителей, в достаточно спокойной обстановке. Задача судьи выполнить несколько стандартных проверок – рост, зубы, наличие яичек (у кобелей), а затем – словесно описать анатомические качества собаки в стойке и движении. Такое описание служит основой для предварительной расстановки в сравнительном ринге.
Мы всегда относились к этой процедуре спокойно, так как знали, что с формальными признаками у нас все в порядке, а анатомические качества судья, хоть и отметит как прекрасные, но все равно поставит в сравнительный ринг далеко позади конкурентов на победу. Ведь для того, чтобы претендовать на высокие места, необходимо выставлять собаку на, так называемых, земельных выставках, чтобы судья уже знал собаку. В нашем случае это невозможно. Возить наших собак из России на земельные выставки слишком дорого, а отдавать их кому-то на содержание в Германии, чтобы их выставляли на выставках, мы не можем, так как наши собаки, как дети, всегда с нами.
Поэтому и на этот раз мы пошли на описание спокойно. Опишут, поставят в третий ринг, и задача решена! Не тут-то было!
Ирина вышла на описание на предварительные процедуры. Подошел помощник судьи с ростомером и долго-долго мерил рост Виры. Мы то знаем, что с ростом у нее все в порядке – от соответствует стандарту. Рост мерили много раз. Но здесь произошла заминка. Помощник судьи намерил рост, превышающий стандарт. Судья решил снять нас с ринга. Сначала мы это никак не могли понять. У Ирины с немецким никак, а с английским - плохо. Поэтому она подозвала меня, чтобы объясниться. Я в это время снимал на камеру описание и тоже не мог понять, в чем причина заминки. Когда я подошел и понял в чем проблема, меня второй раз за день (первый раз, когда Ирина объявила, что не поведет Виру на проверку поведения) пробил холодный пот! Нас отстраняют от участия в Зигере! Снова все напрасно! И две с лишним тысячи километров дороги, и потраченные деньги, и, теперь уже – успешная проверка поведения! Я объяснил все это сначала помощнику судьи, потом судье сук рабочего класса. Они кивали, понимая, но разводили руки… Тогда, в отчаянии, я попросил отвести меня к тому судье, который может принять окончательное решение с учетом наших протестов.
Помощник судьи повел меня в главную судейскую палатку. Там я еще раз привел все наши аргументы. И это сработало! Нам дали разрешение продолжить описание! Мы вернулись на судейское поле, доложили судье, что нам разрешили, и описание продолжилось. Дальше все было, как обычно, судья высоко оценил экстерьер нашей собаки, но поставил ее во вторую сотню собак на сравнительный ринг. Но это было ожидаемо и уже не очень важно для нас. Главное – мы продолжаем участие в Зигере!
Опять вернулось ощущение счастья! Мы еще какое-то время посмотрели проверки поведения кобелей, я поснимал их на камеру. Но силы уже иссякли! По плану вечером мы должны были сходить на экскурсию в Оберхаузен, чтобы познакомиться с городом, где проходит Зигер. Но, не было сил! Поэтому мы вернулись в свой отель в Галене, погуляли с собаками у канала, поужинали в ресторане и рано легли спать, чтобы восстановить физические и моральные силы, который были истрачены в этот тяжелый и насыщенный эмоциями день…